19 ноября 2019
911

Сточные реки, беспричальные берега

Сточные реки, беспричальные берега

            Санкт-Петербург по праву гордится своим званием Северной Венеции. С весны по осень круглые сутки различные лодки, катера и корабли перевозят по рекам и каналам туристов и грузы. Редкий гость нашего города упустит возможность понаблюдать с воды за разведением мостов в период навигации, а самым увлекательным способом добраться до Петергофа уже многие годы остаётся полёт-поездка на стремительном крылатом «Метеоре».

            При этом эксплуатация водного транспорта подразумевает не всегда очевидные для обывателя особенности. В ходе работы силовых установок и различных механизмов на судах образуются технические воды, загрязнённые нефтепродуктами. Эти воды, собирающиеся в льяле (нижней части трюма), получили название льяльных или подсланевых (называемых так из-за решетчатых полов машинных отделений – сланей).  

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов запрещает сброс нефтесодержащих смесей за борт, а соответственно всем судовладельцам необходимо решать вопрос с их утилизацией. Эта проблема встаёт и перед владельцами судов в Санкт-Петербурге. Тем более что они обязаны сдавать сточные воды во вполне конкретные сроки, определённые автономностью хода конкретного судна. Автономность – это способность судна непрерывно находиться в рейсе, не причаливая для пополнения тех или иных запасов или, наоборот, для сдачи накопившихся отходов. Она измеряется в сутках и закладывается ещё на этапе проектирования судна. Для речных судов, естественно, этот срок невелик. В среднем для судов, используемых в акватории Санкт-Петербурга, он составляет порядка шести дней, а объём образованных вод, загрязнённых нефтепродуктами, достигает двухсот-пятисот литров. И чем старше судно, тем больше таких вод в нём образуется, и тем сильнее они загрязнены. 

            По различным причинам коммерческим компаниям не выгодно развивать бизнес по приёму с судов сточных вод, количество частных пунктов приёма стремительно сокращается и приближается к нулю. Для Санкт-Петербурга такая ситуация носит угрожающий характер и несёт риск загрязнения водных объектов несанкционированными сбросами. В условиях отсутствия цивилизованных и удобных мест сбора отходов недобросовестным судовладельцам проще слить загрязнённые воды в тихой заводи. А учитывая связанность всех водных объектов и статуса Невы, как основного источника питьевого водоснабжения крупнейшего мегаполиса, такие действия в случае массовости могут привести к настоящей катастрофе.

Именно поэтому с 2015 года подведомственное Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности предприятие «ПИЛАРН» ведёт работу по развитию государственной системы приёма сточных вод с плавсредств, находящихся в акватории Санкт-Петербурга. Предприятие принимает не только воды загрязнённые нефтефтепродуктами, но и хозяйственно-бытовые стоки. Откачивает фекальные отходы из биотуалетов и специальных танков, установленных на прогулочных судах.

 Проблема утилизации хозяйственно-бытовых и фекальных вод, а также бытового мусора становится более понятной, если произвести нехитрый подсчёт. У туристических компаний популярностью пользуются двухпалубные речные суда типа «Москва». Каждое судно в среднем перевозит за рейс до 240 пассажиров, а самих рейсов в разгар летнего сезона может быть до десяти в сутки. Таким образом, одно судно в сутки перевозит порядка двух тысяч четырёхсот человек. И многим из пассажиров необходимо воспользоваться туалетом, выбросить различные бумажки-обёртки. Уже к концу первых суток работы судна его документально установленная автономность может быть исчерпана, появляется необходимость передать жидкие и твёрдые отходы для дальнейшей утилизации.

Работа по приёму отходов с судов требует системного подхода.Этот вопрос уже неоднократно обсуждался на заседаниях постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Кроме того, 12 сентября члены постоянной комиссии приняли участие в совместном рейдепо пунктам приёма сточных вод с судов со специалистами Комитета по природопользованию, транспортной прокуратуры, Росприроднадзора, Балттехмордирекции, Агентства внешнего транспорта и Ассоциации пассажирских судов Санкт-Петербурга.

            В ходе осмотра пунктов по приёму сточных вод участники рейда определили основной перечень проблем, препятствующих развитию этой системы. В первую очередь в этот перечень было занесено отсутствие необходимого количества плавучих пунктов. В настоящий момент «ПИЛАРН» принимает льяльные воды в центре города на реке Фонтанке в бункеры катеров, предназначенных для ликвидации нефтеразливов. Пункт приёма на набережной Макарова, хоть и работает на базе уже довольно старого судна, способен принимать все виды отходов. Однако здесь возникает новая проблема - он формально расположен уже в морской акватории и однопалубные суда типа «Мойка», «Фонтанка» и им подобные не имеют права выхода в эту зону, находящуюся в сфере ответственности не речного, а морского порта. Расширение зоны ответственности речного порта вплоть до вантового моста позволит речным судам подходить к пункту приёма и сдавать все типы отходов за один раз.

            Следующим препятствием для развития всего речного транспорта становится отсутствие оборудованных причалов и мест для стоянки судов, где можно было бы расположить и пункты приёма отходов. Данный вопрос уже выходит за рамки охраны природы и должен решаться совместными усилиями с органами власти правительства Санкт-Петербурга, отвечающими за инвестиции и имущественные отношения.

В настоящий момент даже государственный природоохранный флот не имеет постоянного и удобного места базирования. Такая база жизненно необходима, ведь городской флот отвечает не только за очистку водных объектов, но и в зимнее время обеспечивает функционирование судоходного фарватера. Также ведётся борьба с так называемыми «зажорами» - местами скопления льда, препятствующими естественному стоку воды, и приводящими к зимним наводнениям выше по течению. Для этих целей используется ледокол «Невская застава», а в пару к нему уже строится новый ледокол. Соответственно и база для судов должна быть в таком месте, которое можно использовать не просто круглогодично, но и обеспечить максимально быстрый подход судов к крайним точкам мест ответственности природоохранного ведомства для как можно более быстрой ликвидации аварий, таких как ледовые зажоры или нефтеразливы.

            Также проблемой является и проверка судов на наличие документов, подтверждающих сдачу подсланевых вод в соответствии со сроками автономности. Природоохранные и надзорные органы имеют право только на проведение плановых проверок судовладельцев, обязаны предупреждать о таких проверках заранее. А это даёт широкие возможности для фальсификации документов. В итоге по результатам проверки у судна документы в порядке, а уж куда и как на самом деле сливались отходы - остаётся неизвестным. Тем более что специальные пломбы на выпусках накопительных ёмкостей капитаны ставят самостоятельно, самостоятельно же и ставят отметки о времени установки очередной пломбы.

Председатель постоянной комиссии, член фракции «Единая Россия» Мария Щербакова выразила уверенность в том, что необходимо наращивать объёмы современного оборудования, которое позволит безопасно принимать как льяльные, так и хозяйственно-бытовые воды и твёрдые отходы с речных судов. Сейчас большинство судов для откачки фекальных вод пользуется услугами ассенизаторских автомобилей, льяльные воды сдаёт на специальные катера предприятия «ПИЛАРН», а утилизация бытовых отходов и вовсе непрозрачна. Единые плавучие базы позволят быстро и эффективно сдавать все виды отходов за один раз и в одном месте.Кроме того, у органов власти появится возможность отслеживания процесса утилизации, а судовладельцы получат комфортный и удобный, а главное легальный способ избавления от судовых отходов.

Также депутат Мария Щербакова поддержала основные направления концепции развития сети сбора отходов с судов, разработанную Комитетом, в частности переход от ликвидации загрязнений к их предотвращению. Долгое время «ПИЛАРН» использовался именно для ликвидации нефтеразливов на акватории города. А ведь даже его название является аббревиатурой от «предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти», то есть предупреждение должно идти на первом месте. И именно сейчас, создавая сеть сбора загрязнённых нефтепродуктами сточных вод, городские службы предотвращают их попадание в открытые водоёмы.

            Кроме того,Мария Щербакова отметила, что городу необходимо определить удобные места размещения как природоохранного флота, так и баз для приёма отходов, ведь сейчас в связи с активной застройкой набережных остаётся всё меньше и меньше мест для причаливания и оборудования стационарных судовых стоянок.

            Для ускорения темпов и более эффективной работы всех заинтересованных сторон участники рейда приняли решение создать рабочую группу и наметить пошаговый план по преодолению всех сложностей. Совместная работа законодателей, надзорных органов и бизнеса должна отвести угрозу от водной глади - одного из главных достояний нашего города. Постоянная комиссия по экологии и природопользованию Законодательного Собрания во главе с Марией Щербаковой станет координатором данной деятельности, ведь именно законодатели, в конечном итоге, определяют правила для всех остальных игроков.