Историческая справка

2119

Достопримечательности муниципального округа Лиговка-Ямская

Расположенный в исторической части Петербурга, округ занимает значительный участок южной оконечности Центрального района. Его территория ограничена нечетной стороной Старо-Невского проспекта: от Александра Невского монастыря до площади Восстания. Включает сегмент площади со зданием Московского вокзала. Далее граница округа поворачивает на четную сторону Лиговского проспекта. У Ново-каменного моста переходит на набережную Обводного канала, дотягивается до линии проспекта Обуховской Обороны, включает архитектурный ансамбль Александре Невского монастыря и снова выходит на Невский проспект.

Долгое, предшествующее нашему, время эта часть города считалась окраиной, поэтому памятников истории, архитектуры, знаменитых людей, проживающих здесь не так много. Конечно это так, но не совсем, здесь есть на что посмотреть и что вспомнить. За обыденным обнаружится немало интересного.

Пройдемся по Невскому проспекту, обратив внимание на наиболее примечательные дома.

Невский пр. д. 119 хранит воспоминания о днях войны. 6 сентября 1941 года в 23 часа 30 минут «одинокий немецкий самолет прорвался в город и сбросил первую (единственную в ту ночь) фугасную бомбу. Бомба упала на Старо-Невском проспекте и вырвала воронкой три верхних этажа одного здания. Погиб один человек. Никто еще не научился по сигналу воздушной тревоги спускаться в подвал. Да и тревоги в ту ночь не было! Весть о бомбе на Старо-Невском облетела весь город. Это была первая бомба, сброшенная на Ленинград. Далее страшные события следовали одно за другим. 8 сентября гитлеровскими войсками был взят Шлиссельбург. Началась 900 дневная блокада города.

Невский пр. д. 139. Большой доходный дом с продолговатым двором, хранит память о нескольких знаменательных горожанах.

Здесь жил вместе со своей семьей герой гражданской войны Александр Панформирович Николаев (1860-1919).

А.П.Николаев окончил Московское военно-пехотное училище. Участвовал в русско-японской войне 1904-1905гг., за храбрость был награжден золотым оружием. В первую мировую войну 1914-1918гг. командовал полком, бригадой, дивизией. Генерал-майор (1916). После Октябрьской революции перешел на сторону Советской власти. Занимал в Петрограде должности руководителя Невского районного комиссариата по военным делам и комиссара отряда по охране Невских коммуникаций. С 1919 года командир 19-ой стрелковой дивизии, занимавшей участок  фронта от Гдова до Ямбурга. Во время первого наступления в мае 1919 года войск генерала Н.Н.Юденича на Петроград Николаев был взят в плен в районе Попковой горы, отказался перейти на службу к противнику, и был повешен. В октябре 1919 года. А.П.Николаева перезахоронили с воинскими почестями. Ныне его могила находится на Никольском кладбище. Это был тот «красный генерал», о котором, упоминал, говоря о героях гражданской войны, В.И.Ленин.

А.П.Николаев имел сыновей – Александра и Евгения. Мальчики играли во дворе с детьми имевшими самое простое происхождение. Среди них выделим Василия и Александра. Первый впоследствии знаменитый композитор Василий Павлович Соловьев – Седой второй народный артист СССР Александр Федорович Борисов.

Василий Павлович Соловьев – Седой (1907 – 1979) родился в семье дворника Павла и Анны Соловьевых в доме № 139 по Невскому проспекту. В течение жизни он еще раз возвращался в этот дом и жил в нем с 1935 по 1941гг. Композитор, народный артист СССР, Герой социалистического труда В.П.Соловьев – Седой автор огромного числа всенародных любимых песен, среди которых: «На солнечной поляночке», «Соловьи» «Давно мы дома не были» «Где же вы теперь друзья однополчане», «Подмосковные вечера»… Им написана музыка к 36 кинофильмам, среди которых «Небесный тихоход», «Первая перчатка», «Максим перепелица». Александр Федорович Борисов (1905-1982) – артист театра и кино, народный артист СССР. Один из прославленных актеров Академического театра имени А.С.Пушкина (Александрийского) в который поступил в 1928 году и служил всю жизнь

В доме № 139 по Невскому проспекту родился Борис Владимирович Асафьев (1884-1949) – музыковед, композитор, народный артист СССР. Позднее он обитал на Невском 147. Большой нарядный доходный дом И.И.Круглова построенный в 1905-1906 годах архитекторам П.Н.Батуевым и сегодня привлекает внимание своеобразием своего художественного облика. В предреволюционные годы в нем проживал живописец Константин Егорович Маковский (1839-1915), писавший эффектные нарядные портреты. Художник старался представить портретируемых в самом выигрышном свете при этом соблюдал точное портретное сходство. Его мастерская располагавшаяся на Дворцовой площади, была неизменно посещаема светской публикой. Живописец создал ряд жанровых картин, среди которых хрестоматийную известность приобрело полотно «Дети бегущие от грозы». К.Е. Маковский похоронен на Никольском кладбище. Могила не сохранилась.

Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) – граф, писатель. Создатель романа «Петр 1», трилогии «Хождение по мукам», жил в этом доме 147 по Невскому пр. в 1910-1912 годах вместе с женой С.И.Дымщиц – Толстой, художницей, яркой представительницей богемы «серебряного века». Вот так она вспоминает о жизни с Алексеем Николаевичем в этом доме: «Осенью 1910 года мы сняли четырех комнатную квартиру – мансарду на Невском проспекте (дом 147, квартира 3)» (Воспоминания о А.Н.Толстом. М; 1928, с.64.) Осенью 1910 года в Петербурге на новой квартире на Невском проспекте мы занялись ремонтами: ремонтировали квартиру и привезенную из Самары фамильную мебель. Денежные дела наши были плохи и чтобы закончить ремонт «по средствам» мы воспользовались советом нашего приятеля, известного театрального художника Судейкина, купили дешевые коридорные обои, оклеили этими пестроклеточными обоями одну комнату, на другую использовали оборотную сторону, а в третьей и четвертой кистью изменили рисунок обоев. 

Невский проспект, д.139

На новой квартире Алексей Николаевич написал «Заволжье» которым начал цикл рассказов принесших ему широкую литературную известность и признание.

Как уже упоминалось выше, с домом связано  и имя Б.В.Асафьева. Он стал автором 28 балетов, 11 опер, 4 симфоний. Наибольшую известность получили балеты «Пламя Парижа» (1932) и «Бахчисарайский фонтан» (1934). Невский пр. д. 153. Дом до революции принадлежал Александро-Невскому монастырю. Построен в 1901-1903гг., архитектором А.А.Венсаном, совместно с А.П.Шишко. Ныне первый этаж этого монументального здания заселен бутиками.

К числу объектов, расположенных на территории муниципального округа, имеющих важнейшее городское значение относится Московский вокзал – пассажирский терминал станции Санкт-Петербург, главный из шести вокзалов города. С 1851 по 1924 год он назывался Николаевским. За 150 лет своего существования вокзал неоднократно расширялся и перестраивался, однако фасад оставался неизменным. Здание построено по проекту архитектора К.А.Тона. Об этом сообщает и текст мемориальной доски установленной на его фасаде.

Московский вокзал

Мы на Лиговском проспекте, до 1956 года он носил название Лиговской улицы. Лиговский проспект проложен в царствование императора Александра III  на месте одноименного канала к тому времени не нужного городу. В XVIII-XIX веках в этом районе находились ямские слободы извозчичьи дворы, кабаки, притоны, мелкие ремесленные заведения. Здесь было «дно» города. В первые послереволюционные десятилетия место это оставалось неспокойным. Понятие «Лиговская шпана» было для горожан нарицательным.

Громкое «чубаровское дело» (1926), (От Чубарова переулка, ныне Транспортный переулок) стало краеугольным в борьбе с антисоциальными элементами.

«Массовые расселения коммуналок постепенно уравнивает Лиговку с другими районами города. Прежняя мрачная репутация поддерживается сложившейся легендой и вокзалом – всегдашним рассадником социального нездоровья. Сегодняшняя Лиговка разностильна, разноэтажна заполнена транспортом и неожиданно напоминает московское «Садовое кольцо» (Д.Губин, Л.Лурье, и Порошин. Реальный Петербург. СПб 1999, С.84)

В 300-х метрах от Московского вокзала находится так называемый дом Перцова, Лиговский пр.44, одно из тех примечательных мест которые известны любому горожанину вне его социального статуса наряду с Пятью углами или Дурдинкой.

Большой многоэтажный доходный дом с курдонером был возведен в 1910-1911 годах по проекту архитектора С.П.Галензовского при участии И.А.Претро. для гражданского инженера Александра Николаевича Перцова.В 2006 году исполнилось 95 лет со дня завершения строительства дома. С 1993 года в нем обитает Государственный драматический театр «Комедианты».

Театр невелик. Зрительный зал, приближен к сцене, актерам. Камерность возможно и составляет главное очарование спектаклей театра.В доме Перцова несколько десятилетий назад располагался скромный, с неудобным зрительным залом, но любимый окрестными жителями кинотеатр «Стрела». Его давно нет.

Петербург многолик. Среди памятников архитектуры не только те, что дают представление о нем как об одном из красивейших городов мира, но и сооружения промышленной архитектуры. Наш город – один из ведущих индустриальных центров страны.

 С середины XIX столетия начался процесс формирования современного промышленного зодчества.В муниципальном округе «Лиговка-Ямская» наличие памятников промышленной архитектуры часто обусловлено прохождением по территории округа отрезка Октябрьской железной дороги, прилегающих к ней территорий.

Перечислим некоторые наиболее интересные промышленные сооружения:

Лиговский пр., д. 50 Склады Кокоревых (Склады северного общества страхования). 1873 г. – архитектор И.А.Мерц, инженер Н.Кениг. 1886 г. – инженер архитектор П.П.Меркулов.

Набережная Обводного канала 43. Круглое и веерное депо Николаевской железной дороги. 1847 г. – архитектор Р.А.Желязевич. 1870-е годы – архитектор А.Э.Юргенс, Р.А.Гедике. 1890-е годы – архитектор  А.А. Клявщинский, С.А.Поленов.

Атаманская ул. 3. Центральная электростанция городского трамвая (ныне ЦКТИ имени Ползунова).

Целесообразно напомнить о том, что в сентябре 1907 года в Санкт-Петербурге появился новый тип общественного транспорта – городской трамвай. Для организации трамвайного движения была построена Центральная электрическая станция на Атаманской улице и пять трансформаторных подстанций, расположенных в разных частях города. Особо следует выделить здание Центральной электростанции городского трамвая, построенное по проекту архитектора А.И.Зазерского, совместно с Л.Б.Горенбергом (1906-1907).

Особое, уникальное место не только в округе, но и в городе занимает Чугунолитейный и механический завод Ф.К.Сан-Галли. (после 1917 года «Кооператор», с 1950г. «Буммаш»), Лиговский пр 58-56. Трудно назвать промышленное предприятие, находящееся так близко к центральной части города. Здания заводоуправления, конторы особняка выходят на красную линию Лиговского проспекта, так же как и прилегающий к промышленным корпусам сад, отделенный от проспекта редкой по своей красоте решеткой – произведением, вышедшим из стен завода. Создателем завода был замечательный человек своего времени Франц Карлович Сан-Галли (1824-1908) – предприниматель, общественный деятель, действительный статский советник (1889), почетный инженер-технолог. Он приехал в Россию из Германии, окончив гимназию в Штеттине. Сан-Галли было всего девятнадцать лет, когда он оказался в Петербурге. Как и для многих иностранцев, Россия стала ему Родиной. В 1851 году он уже русский подданный , а в 1853 основывает предприятие, впоследствии выросшее в крупный завод, занимавшийся производством оборудования для отопления, водоснабжения, канализации, а также изготавливающего чугунное художественное литьё. Продукция завода была востребована, поставляясь на строительство императорских и великокняжеских дворцов, различных учреждений, банков, производственных зданий, жилых домов. Среди изделий Сан-Галли были знаменитые ворота Зимнего дворца, решетка Таврического сада, железные решетки для Павильонного зала Эрмитажа.

На заводе произведена зна­чительная часть оборудования для газового освещения улиц Петербурга. Выпускались так­же фонарные столбы, балкон­ные решетки, садовые ограды и многое другое. Изящные чугун­ные скамейки с клеймом завода и сегодня можно встретить на старом Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре. В 1882 году за свои фабричные изделия фирма получила Госу­дарственный герб.

Ф. К. Сан-Галли был гласным Государственной думы (1872 -1892). Внёс значительный вклад в развитие городского хозяйс­тва. Многократно привлекался Министерством финансов к участию в совещаниях по вопро­сам торговли и промышленнос­ти. Был в числе организаторов Петербургского общества за­водчиков и фабрикантов. Похо­ронен на несохранившемся Тентелевском кладбище, (проспект маршала Говорова).

Являясь состоятельным человеком, Сан-Галли, владел домами № 58-66 на Лиговском проспекте.

Особняк Сан-Галли рас­полагался в д. 62. Построен в 1869-1872 годах по проекту архитектора К. К. Рахау, явля­ется выдающимся образцом архитектуры своего времени. «Фасады выдержаны в сти­ле флорентийского паллацо, с рустованными стенами и далеко вынесенным венчаю­щим карнизом. Великолепие разнообразных по стилисти­ке интерьеров, уникальные витражи, резьба, богатый ме­таллический декор, а   также оригинальное инженерное ре­шение, делают это здание одной из вершин петербургской архитектуры конца ХIХ века» (Памятники промышленнойархитектуры Санкт-Петербур­га. СПб 2003, С. 86).

Владел также домом на Нев­ском проспекте, 8. В 1870-х го­дах на Петровском острове на средства Сан-Галли сооружена, так называемая, Колония Сан-Галли, состоявшая из благоустроенных домов предназначавшихся для сдачи в наём.

Завод строился многоэтапно с 1860 по 1910 годы. К работам была привлечена плеяда архитекторов, 5 итого создавшая гармоничную про­изводственную и жилую среду. Большая часть заводского ан­самбля утрачена. После 1917 года многие корпуса были пе­рестроены, часть их снесена. Лучше всего сохранились зда­ния находящиеся вблизи Ли­говского проспекта: особняк,заводоуправление, контора, проходная. Сад в настоящее время реконструируется, это требование времени и состо­яния его Территории, зеленых насаждений. Последние деся­тилетия садовое пространство меняло облик: хаотично раз­бросанные детские катальные горки, снос горки, на которой когда-то располагалась бесед­ка, уничтожение в силу объек­тивных причин исключительно­го по своей красоте фонтана. Статуя, представляющая рождение Венеры, располагалась на невысоком основании из пористого камня. Струи воды, бьющие из-под раковины сте­кали в небольшую чашу бас­сейна. А сама статуя является одним из созданий завода Сан-Галли. (Реставрирована ООО «Интарсия») 

В былые времена Петербург нередко называли городом всех вер. Во время пребывания в Петербурге Александр Дюма сын назвал Невский проспект «улицей веротерпимости», относительно небольшой, он поразил француза обилием церквей различных вероисповеданий.

За годы безвременья и тотального атеизма многое было утрачено в том числе, и то, что сегодня определяется понятием толерантность. Исчезли с лица города и многие культовые сооружения, нередко являвшиеся выдающимися памятниками архитектуры, хранителями народной памяти.

На сегодняшний день, пожалуй, самой значительной в округе является Крестовозвиженская церковь расположенная на Лиговском проспекте д. 128. История этого места уходит в далекие петровские времена. Здание, существующее до нашего времени,  возведено в середине XVIII века на месте обветшавшей деревянной. Церковь располагается в глубине обширного участка прилегающего к Лиговскому проспекту. В 1810-1812 годах перед ней по проекту архитектора А. И. Постникова была возведена четырехъярусная колокольня с двумя часовнями, связанными с колокольней полукруглыми колоннадами. Здание колокольни увенчано шпилем, декорировано колоннами и статуями. Неподалеку от Крестовоздвиженской, находится небольшая Тихвинская церковь. Лиговский пр. 128а. Ансамбль Крестовоздвиженской церкви выразителен, хорошо сохранился. Находясь почти на пересечении Лиговского проспекта с Обводным каналом, он является одним из самых живописных мест, во многом определяющих облик этой части города.

Неподалеку, там, где скрещиваются неприметная Роменская и Днепропетровская улицы, высится церковное здание, которое привлечет внимание лишь человека сведущего в архитектуре. Капитально перестроенное здание церкви Святого Митрополита Петра, почти полностью утратило первоначальный облик. Роменекая ул. д. 12

Церковь Святого Митрополита Петра

Церковь была построена в 1910 - 1913 гг. по проекту архитектора А. П.. Аплаксина, в стиле московских церквей XVII века. После революции, подворье упразднили. Церковь была закрыта в 1931 году. Ее помещения передали Книжной палате. В настоящее время церковь возвращена верующим, в ней возобновилась церковная жизнь.

Реалии сегодняшней жизни сделали возможными работы по восстановлению порушенного и оскверненного Собора во имя Федоровской иконы Божией Матери в память 300-летия дома Романовых. Угол Полтавской ул. и Товарного пер. 9/15. Храм памятник трехсотлетия дома Романовых был построен в 1911 -1915 гг. по проекту архитектора С. С. Кричинского, в стиле древних ярославских и ростовских храмов XVII века. История иконы Федоровской Божией Матери тесно связана с историей русского государства и восшествием на престол Михаила Федоровича Романова.

Собор во имя Федоровской иконы Божией Матери

Церковь была почти достроена к 1914 году, оставался ряд отделочных работ, однако, не мешавших началу проведения богослужений. Церковная жизнь здесь теплилась еще в 1920-егоды. В 1932 году собор подвергся осквернению и даже частичному разрушению. Долгие годы изуродованный храм использовался по производственным нуждам.

Девяностые годы минувшего столетия, изменившие жизнь страны сделали реальным план воссоздания храма. Начало этому было положено закладкой в октябре 1993 года, а позднее и открытием часовни Федоровской иконы Божией Матери, при соборе, который передан верующим.

На территории Муниципального округа находится архитектурный ансамбль Александро-Невского монастыря (В 1995 году в монастыре возобновилась монашеская жизнь). Уникальный памятник истории и культуры принадлежит не только городу, но всей России. Ансамбль строился на протяжении всего 18 столетия, создавался как мемориал Александру Невскому - прославленному воину и одному из наиболее чтимых в России святых. Даты основания Петербурга и Александро-Невского монастыря лишь незначительно рознятся между собой. Стало быть, они сверстники. И как у сверстников у них близкие судьбы, схожие праздники горькие дни.

На территории ансамбля Александро-Невского монастыря расположен Государственный музей городской скульптуры . Он является хранителем всех городских памятников. Собрание монументальной скульптуры Петербурга поистине единственное в своем роде, оно включает несравненные монументы, редчайшие изваяния, сохранившиеся от минувших времен. Музей ведет работу по популяризации и изучению памятников города, а также по их реставрации.

Для горожан и гостей города всегда интересным было посещение Некрополей - музеефицированных кладбищ монастыря. История России во всем многообразии имен и событийпроходит перед каждым, кто знакомится с этим местом.