27 марта 2020
620

«Трудовая деятельность мигрантов в Санкт-Петербурге»

  

ПАМЯТКА

 

 «Трудовая деятельность мигрантов в Санкт-Петербурге»

 

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" с 1 января 2015 года иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем оформления визы, выдается единый патент на право осуществления трудовой деятельности как у физических, так и у юридических лиц. В отношении иностранных граждан, прибывших в порядке, требующем оформления визы, сохраняется действующий порядок выдачи разрешения на работу.

 

    В соответствии со статьей 13.3. Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в новой редакции) для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

 

-   заявление о выдаче патента;

 

- документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

 

-  миграционную карту с указанием работы как цели визита в Российскую Федерацию и с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления указанного документа территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте;

 

- действующий на территории Российской Федераций на срок осуществления трудовой деятельности данным иностранным гражданином договор (полис) добровольного медицинского страхования, заключенный со страховой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность. Договор (полис) добровольного Медицинского страхования либо договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному гражданину первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

 

- документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), выданные медицинскими организациями, находящимися на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

 

- документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской статьей 15.1 настоящего Федерального закона; - документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания. В случае непредставления указанного документа территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

 

Одновременно, в случае обращения за выдачей патента с нарушением тридцатидневного срока с момента въезда в Российскую Федерацию иностранный гражданин представляет документ, подтверждающий уплату штрафа за нарушение срока обращения за оформлением патента.

 

    Нарушение срока обращения за оформлением патента образует состав административного правонарушения, предусмотренного вводимой в действие с 01.01.2015 статьей 18.20 КоАП Российской Федерации, и влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

 

      Патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.

 

     Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца, при этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

 

     Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа (3 тысячи рублей по г. Санкт-Петербургу). В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.

 

      В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

 

       В течение двух месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность у работодателей или заказчиков работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, обязан представить лично либо направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, выдавший патент, копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

 

Не позднее чем за десять рабочих дней до истечения двенадцати месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, выдавший патент, за переоформлением патента. При этом число обращений за переоформлением патента не может превышать одного раза.

 

     Таким образом, срок нахождения без выезда на территории Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, и получившего патент после 01.01.2015 не может превышать 24 месяца с момента выдачи патента при условии уплаты в срок всех фиксированных авансовых платежей.

 

     В статье 13.3. появилось условие, согласно которому в случае, если иностранному гражданину было отказано в выдаче или переоформлении патента либо ранее выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин вправе повторно подать заявление о выдаче патента не ранее чем через один год со дня отказа в выдаче или переоформлении патента либо аннулирования ранее выданного патента.

 

     Установлено, что иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент.

 

     Внесены изменения в статью 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

 

     Так, признано утратившим силу положение подпункта 8 пункта 4 статьи 18 об обязанности работодателя или заказчика работ, пригласивших в Российскую Федерацию или заключивших новый трудовой договор, уведомлять налоговую службу о привлечении к осуществлению трудовой деятельности.

 

      В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в новой редакции работодатель или заказчик работ (услуг), а также физическое лицо, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина (в любом статусе, т.е. со всеми категориями работников, в том числе, проживающими по разрешению на временное проживание, виду на жительство, трудовыми мигрантами из Республики Беларусь, Республики Казахстан, Армении), обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

 

      Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

 

       Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

 

        После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

 

           Статьей 6 Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ "О внесении изменении в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены условия действии документов на право осуществления трудовой деятельности, выданных до вступления в силу настоящего закона.

 

            Так, разрешения на работу, выданные до дня вступления в силу настоящего федерального закона, подтверждают право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности и продолжают действовать в течение срока, на который они были выданы, либо до их аннулирования.

 

        Патенты, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают право законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, осуществлять трудовую деятельность по найму у граждан Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и продолжают действовать в течение срока, на который они были продлены путем авансовых платежей, произведенных в 2014 году. При этом срок действия патента продлению не подлежит.

 

      Трудовой Кодекс Российской Федерации дополнен главой 50.1 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства».

 

       В частности, определено, что между работодателем и иностранным работником заключается трудовой договор на неопределенный срок, срочный трудовой договор заключается в случаях, определенных статьей 59 ТК Российской Федерации.

 

       Также определено, что при заключении трудового договора в нем в обязательном порядке указываются сведения о выданном разрешении на работу или патенте, разрешении на временное проживание, виде на жительство, а также сведения о полисе добровольного медицинского страхования либо договоре с медицинской организацией на оказание медицинских услуг.

 

      Кроме того, установлено одиннадцать дополнительных оснований для прекращения трудового договора с иностранным гражданином. В частности, основанием для расторжения трудового договора является приостановление, окончание срока действия либо аннулирование разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности, разрешения на временное проживание, вида на жительство (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами). Также основанием для расторжения трудового договора является истечение срока действия полиса добровольного медицинского страхования либо прекращение действия, заключенного работодателем с медицинской организацией об оказании медицинских услуг; приведение численности работников в соответствие с установленными ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами.