Анализ муниципальных программ (подпрограмм) внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в сфере реализации государственной национальной политики
Анализ муниципальных программ
(подпрограмм) внутригородских муниципальных образований
Санкт-Петербурга в сфере реализации государственной национальной политики
Цель проведенного анализа - выявление несоответствий программных документов внутригородских муниципальных образований
Санкт-Петербурга (в рамках имеющихся полномочий) задачам Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г.
№ 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – Стратегия).
Районными администрациями предоставлена информация
о программах 108-ми из 111-ти муниципальных образований (далее – МО).
Не предоставлена информация о программах МО Георгиевский, МО № 75,
и МО Сенной округ. Часть МО информация предоставлена не в полном объеме, из администрации Петроградского района Санкт-Петербурга информация поступила с опозданием в несколько месяцев.
В 107-ми из 111-ти МО приняты муниципальные программы (подпрограммы, ведомственные целевые программы, комплексные муниципальные программы) для решения задач, поставленных Стратегией
с учетом имеющихся полномочий (подпункт 42 пункта 1 статьи 10 Закона
Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»). МО Остров Декабристов программа
не принята.
Только часть программных документов МО приведена в соответствие
с положениями Стратегии и в полной мере отображает полномочия, предоставленные законом.
В большинстве программ МО положения Стратегии декларируются
на уровне задач и не подкреплены мероприятиями. Максимальное количество направлений реализации Стратегии включено в программы МО № 7
и МО Лиговка-Ямская.
На уровне мероприятий реализованы следующие задачи в рамках полномочий МО в процентном отношении от общего числа представленных программ:
- участие в создании условий для реализации мер, направленных
на укрепление межнационального и межконфессионального согласия - около 86% МО;
- сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования - около 76% МО;
- социальная и культурная адаптация мигрантов - реализовало около 70% МО;
- профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов - около 68% МО.
Меньше всего в программных документах МО уделено внимание решению вопросов по обеспечению равноправия граждан, реализации
их конституционных прав в сфере государственной национальной политики Российской Федерации - 5,41%. Решению данного вопроса соответствуют программные документы 6-ти муниципальных образований (МО № 7, МО Лиговка-Ямская, МО Дворцовый округ, МО Измайловское, МО Пороховые
и МО Металлострой).
Наиболее проработанным в программных документах МО является вопрос по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации: объединение усилий государственных и муниципальных органов
и институтов гражданского общества для укрепления единства российского народа, достижения межнационального мира и согласия – 92,79% МО упоминают указанный вопрос в своих программах.
Вопросуобеспечения межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений уделило внимание 83,78% МО; вопросусодействия национально-культурному развитию - 42,34% МО; вопросув сфере образования, патриотического
и гражданского воспитания подрастающего поколения (формирование
у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, воспитание культуры межнационального общения, основанной
на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса) - 46,85 % МО; вопросу поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России - 40,54 % МО (при этом мероприятия, посвященные данной тематике,
в программах (подпрограммах) МО объединены с мероприятиями, направленными на реализацию мер по сохранению и развитию языков
и культуры народов Российской Федерации): по вопросуформирования системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов - 59,46 % МО (выделено приблизительно 1% финансирования и около 24 % охвата заявленной численности участников мероприятий программ МО); вопросуинформационного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации - 82,88 % МО; вопросу совершенствования взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации - 44,14 % МО.
Общий объем финансирования программ МО составляет около 45 907,68 тыс. руб.
Советом муниципальных образований Санкт-Петербурга, при участии Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, разработано и издано «Методическое пособие по реализации ОМСУ внутригородских муниципальных образований
Санкт-Петербурга полномочий в сфере межнациональных отношений». Указанное пособие содержит «Модельную муниципальную программу для органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в сфере межнациональных отношений», исходя из содержания которой, программы МО должны быть обеспечены аналитикой миграционной ситуации и индикаторами контроля их исполнения. Около 75% МО воспользовались предложенным образцом паспорта для разработки своих программ, однако использовали образец не в полной мере. В программе МО Дворцовый округ представлены данные об иностранных гражданах, зарегистрированных
на территории МО, произведена оценка ситуации в сфере межнациональных
и межконфессиональных отношений, указаны факторы, влияющие на оценку поведения мигрантов местными жителями. Программу МО Дворцового округа можно назвать одной из лучших и по другим показателям.
Индикаторы программ присутствуют приблизительно у 58% МО – это, в основном, количество участников, количество мероприятий и количество напечатанных и распространенных буклетов. Иногда в качестве индикатора встречается процент исполнения мероприятий.
На уровне задач только 42 % МО включили задачи, представленные
в образце паспорта Модельной программы.
Несмотря на то, что в полномочиях МО в соответствии с законом,
а также в Стратегии отсутствует термин «толерантность», примерно треть МО (36%) упомянули этот термин в задачах и мероприятиях своих программ (подпрограмм), зачастую подменяя термины «межнациональное
и межконфессиональное согласие», «профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов» и т.д.
Часть МО решает вопросы регулирования межнациональных отношений в рамках комплексных программ. Зачастую в комплексной программе сложно выделить задачи Стратегии и оценить их реализацию.
В программе МО г. Ломоносов представлено комплексное решение задач, без четкого разграничения по направлениям. Праздничные мероприятия подменяют решение задачи формирования системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.
МО г. Петергоф решает вопросы укрепления межнационального
и межконфессионального согласия, пропаганды толерантного поведения
к людям других национальностей и конфессий в рамках муниципальной программы «Безопасный Петергоф», направленной на противодействие экстремизму и терроризму.
В МО Пороховые представлена комплексная программа, включающая профилактику экстремизма и работу с молодежью.
В МО Полюстрово разработана комплексная программа, включающая также профилактику терроризма и экстремизма, профилактику незаконного потребления наркотических веществ и охрану здоровья граждан.
В МО Усть-Ижора представлена комплексная программа, включающая профилактику экстремизма и терроризма.
В МО г. Колпино разработана комплексная программа «Безопасный город», направленная на профилактику терроризма и экстремизма и создание комфортных дорожных условий.
В МО Светлановское представлена муниципальная комплексная программа «Шаг к безопасности», в рамках которой только на уровне задач упомянуты пропаганда толерантного поведения к людям других национальностей и конфессий и предупреждение межнациональных конфликтов. Более в программе МО вопросы Стратегии не упоминаются.
В МО 7-й округ представлена программа, направленная на социально-культурное развитие, с тщательно проработанной аналитикой. Мероприятия данного МО многоцелевые, разработаны для решения нескольких вопросов,
и выделить мероприятия, направленные конкретно на решение вопросов Стратегии, не представляется возможным.
Программы МО Екатерингофский округ, МО Коломна и МО Семеновский также являются комплексными и направлены в основном
на профилактику правонарушений и противодействие экстремизму и терроризму.
Выводы:
По сравнению с 2017 годом отмечена значительная положительная динамика в части разработки программных документов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в сфере регулирования межнациональных отношений:
- увеличилось количество программ по реализации полномочия;
- большинство программ приведено к единообразию;
- значительная часть программ содержит индикаторы;
- увеличилось количество и качество мероприятий.