Порядок использования государственного и муниципального имущества, ответственность за его нарушение
Нередко при осуществлении хозяйственной деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели арендуют государственное имущество.
Согласно ст. 608 Гражданского кодекса РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, либо уполномоченным на то лицам, поэтому, прежде чем заключить договор аренды государственного имущества, необходимо удостовериться в том, что арендодатель по договору имеет соответствующие права.
В силу статей 295, 296 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» передача государственными унитарными предприятиями и учреждениями прав владения и (или) пользования в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может осуществляться по согласию собственника такого имущества.
Поэтому в случае, если договор аренды заключается не напрямую с собственником помещения, а с лицами, использующими его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, потенциальному арендатору необходимо запросить письменное согласие собственника недвижимости на сдачу его в аренду.
Арендуя имущество у государства, необходимо знать, что по общему правилу заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, с государственными унитарными предприятиями осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Также следует учитывать, что согласно ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при заключении договоров в отношении государственного имущества обязательна оценка стоимости оказания услуг (аренды) объектов, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
Несмотря на то, что обязанность по получению согласия на совершение сделок в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности, и проведение публичных процедур на право заключения таких договоров, лежит на арендодателе (федеральном предприятии или учреждении), действующее законодательство предусматривает административную ответственность для арендатора.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ юридическое лицо и индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
За данное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного штрафа:- на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных вышеуказанной нормой права, находится в исключительной компетенции прокурора, в связи с чем гражданам важно знать, что о нарушениях порядка использования и распоряжения государственным имуществом необходимо сообщать в прокуратуру района (в том числе посредством Интернет-приемной на сайте прокуратуры Санкт-Петербурга www.procspb.ru).
Помимо этого, прокурору принадлежит право обращения в арбитражный суд с иском о признании сделки в отношении федерального имущества, заключенной с нарушением требований закона, недействительной, применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции.
В случае, если срок действия договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, истек, или договор вовсе не заключался, а имущество находится в пользовании третьих лиц, прокурор вправе обратиться с иском об истребовании государственного имущества из чужого незаконного пользования.
Помощник прокурора
Центрального района Е.В. Осипова