03 мая 2023
171

В апреле жители Лиговки – Ямской посетили экспозицию «Монументальная скульптура Санкт Петербурга»

Наши жители увидели модели и проекты памятников, а также графику из коллекции музея. Петербург по праву называют родиной русской монументальной скульптуры. Именно здесь зародилась и на протяжении трех столетий развивается отечественная школа монументальной пластики. Наиболее значимые в историческом и художественном отношении памятники вошли в состав коллекции Государственного музея городской скульптуры,

 

Музей городской скульптуры: Петербург в миниатюре

 

Государственный музей городской скульптуры – это целый мир, состоящий из нескольких филиалов, экспозиционных залов и многочисленных монументальных объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга. В границах округа «Лиговка Ямская» из них расположены два некрополя и две усыпальницы, выставочный зал Некрополя мастеров искусств (все – на территории Александро-Невской Лавры), а также Новый выставочный зал. О последнем мы сегодня и расскажем.

Новый выставочный зал открылся по адресу Чернорецкий переулок, дом 2 в 2002 году. Это место для проведения выставок, творческих проектов, лекций, мероприятий для взрослых и детей. Временные выставки живописи и скульптуры проходят на втором этаже, а первый с июля 2021 года занимает постоянная экспозиция «Монументальная скульптура Петербурга». На ней представлены модели не только всех самых известных памятников Санкт-Петербурга – от Медного Всадника до Чижика-Пыжика – собрании музея под открытым небом, но и некоторые проекты нереализованных монументов. Демонстрация моделей сопровождается графическими работами из коллекции музея.

«Наш выставочный зал изначально задумывался как место показа музейных фондов, – рассказывает начальник научно-экспозиционного отдела Музея городской скульптуры Анна Ковалевская. – С середины XX века формируется музейная коллекция: папки с графическими листами, модели памятников, произведения современных скульпторов». Часть фондов приобреталась музеем, часть была получена в дар от авторов.

По сути, представленная на первом этаже коллекция – это открытый фонд моделей исторических памятников. В основном, это более поздние повторы, некоторые из них (например, «Укротители коней» с Аничкова моста) были специально изготовлены для первой музейной экспозиции «Монументальная скульптура Ленинграда», которая открылась в 1950-е годы. А вот во втором зале, где представлены памятники советского периода и нашего времени, выставлены авторские модели.

Есть, впрочем, в первом зале и исключения. Это памятник Петру I работы Константина Симуна (известного как автора монумента «Разорванное кольцо»). Монумент-размышление о петербургских символах предполагалось установить к 300-летию города, но замысел не был реализован. Что поделаешь: не всякий памятник находит свое завершение в городском пространстве. И второй «современник» в компании классиков – памятник Доменико Трезини. Автор Павел Игнатьев предполагал, что памятник будет установлен возле Петропавловской крепости, и архитектор будет любоваться своим детищем. Но судьба распорядилась по-другому, зато на Васильевском острове появился не только памятник Трезини, но и площадь, названная его именем.

Вообще, у каждого памятника своя история, иногда очень замысловатая. И такие истории сотрудники Нового выставочного зала рассказывают с удовольствием. Скажем, знаменитый памятник А. С. Пушкину на площади Искусств (это мы уже переместились во второй зал первого этажа). Еще в 1937 году началась большая история, связанная с созданием памятника великому русскому поэту в Ленинграде. И изначально о должен был находиться на Стрелке Васильевского острова – именно так из Москвы видели увековечивание Пушкина в Ленинграде. Именно в столице собирались конкурсные проекты, лидером был известный московский скульптор Иван Шадр. И только в 1940 году новым местом установки памятника становится площадь Искусств и уже после войны в конкурсах начинают принимать участие ленинградские скульпторы. И один из них – тогда никому не известный молодой скульптор Михаил Аникушин, который работал над образом Пушкина. И только в 1957 году памятник на площади Искусств был открыт.

Теперь о временных экспозициях. На втором этаже Нового выставочного зала чаще проводятся выставки живописи нежели скульптуры. Так, в марте-апреле прошла выставка, приуроченная к 120-летию Союза русских художников «Верность традициям».

«Чтобы создать выставку, посвященную скульптуре, - объясняет Анна Ковалевская, - требуется большие средства. Потому что скульптура из камня или бронзы, как правило, имеет большой вес. Предметы из гипса, керамика – хрупкие. Поэтому организация выставки скульптуры – мероприятие трудное и потому нечастое».

Тем более не стоит пропускать открывающуюся 9 июня выставку, посвященную 320-летию Санкт-Петербурга. На ней будет представлена и графика, но главным образом – проекты и идеи скульпторов 1990-2000-х годов, то есть наших современников. Так, например, на выставке можно будет увидеть «Авиакентавра»  Д. Д. Каминкера  –  вариант скульптурной композиции «Авиатор», установленной в аэропорту Пулково в 2013 году, модели памятников И. А. Бродскому скульпторов Л. Н. Сморгона и И. В. Ярошевич и Ф. И. Шаляпина Е. Н. Ротанова. Некоторые из работ, которые будут показаны, изначально создавались для городской среды, а некоторые могли бы стать таковыми. Выставочный проект предлагает зрителю поразмышлять – могла ли такая скульптура появиться в Петербурге? Выставка продлится ровно месяц.

В июле-августе 2023 года развернется экспозиция под названием «Петербург эпохи прогресса». «Эпоха прогресса» для Петербурга — более чем полувековой период, начавшийся после смерти Николая I и отмены крепостного права и закончившийся с началом Первой мировой войны.

Это время дало Петербургу значительное количество памятников, включая величественные монументы Николаю I и Екатерине II, камерные памятники Петру I («Царь-плотник»), А. С. Пушкину (на Пушкинской улице) и И. Ф. Крузенштерну напротив Морского корпуса, любимый детьми памятник Пржевальскому с фигурой верблюда, противоречивый памятник Александру III и необычный мемориал морякам миноносца «Стерегущий».