09 декабря 2020
705

 Защита прав и интересов недееспособных

  • Защита прав и интересов недееспособных
  •  
  • В соответствии со статьей 31 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) опека или попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства применяются положения Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
    На основании статьи 35 ГК РФ опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.
    К полномочиям органов опеки и попечительства согласно п.1ст.8 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об опеке и попечительстве" относятся: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности; установление опеки или попечительства; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации; представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона и др.
  • Права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей определены статьей 36 ГК РФ, а также статьями 15, 26 Федерального закона, согласно которым опекуны являются законными представителями своих подопечных и обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом, лечением, а также выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
  • В соответствии со статьей 34 ГК РФ, статьей 24 Федерального закона органами опеки и попечительства осуществляется надзор за деятельностью опекунов и попечителей по месту жительства подопечных. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
  • При помещении недееспособного гражданина под надзор в организацию, оказывающую социальные услуги, исполнение обязанностей опекуна, в силу закона, возлагается на указанную организацию, оказывающую социальные услуги, в лице её руководителя. Недееспособный гражданин помещается под надзор в организацию, оказывающую социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, для проживания и предоставления социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 442).
  • Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
  • К полномочиям органов опеки и попечительства относится осуществление надзора за деятельностью организаций, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане.

 

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

информирует

 

В соответствии со статьей 31 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) опека или попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства применяются положения Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

На основании статьи 35 ГК РФ опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Полномочия органов опеки и попечительства определены пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон), в том числе к ним относятся: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности; установление опеки или попечительства; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей.

Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

На основании пункта 2 статьи 1 Федерального закона положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане.

Таким образом, организации, оказывающие социальные услуги, в лице их руководителей, наделяются в полном объеме всеми правами, обязанностями, и ответственностью, установленными Федеральным законом для опекунов и попечителей физических лиц.

Права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей определены статьей 36 ГК РФ, а также статьями 15, 26 Федерального закона, согласно которым опекуны являются законными представителями своих подопечных и обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом, лечением, а также выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 ГК РФ, статьей 24 Федерального закона органами опеки и попечительства осуществляется надзор за деятельностью опекунов и попечителей по месту жительства подопечных. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

Учитывая вышеизложенное, во исполнение требований действующего законодательства, органы опеки и попечительства внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга обязаны осуществлять надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в том числе организаций, оказывающих социальные услуги, по защите прав и законных интересов недееспособных граждан, помещенных под надзор в организации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. При установлении опеки или попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами (далее - недееспособные граждане), органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты (постановления ОМСУ) о назначении опекуна или попечителя из числа физических лиц. В случае отсутствия граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, в отношении недееспособных граждан органы местного самоуправления издают постановления ОМСУ о помещении недееспособных граждан под надзор в организации, оказывающие социальные услуги. При помещении недееспособного гражданина под надзор в организацию, оказывающую социальные услуги, исполнение обязанностей опекуна, в силу закона, возлагается на указанную организацию, оказывающую социальные услуги, в лице её руководителя. Недееспособный гражданин помещается под надзор в организацию, оказывающую социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, для проживания и предоставления социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 442).

Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании Федерального закона №442, которым определены правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей социальных услуг, права и обязанности поставщиков социальных услуг.

Законом Санкт-Петербурга от 26.12.2014 № 717-135 "О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге" утверждена номенклатура организаций социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, в число которых включены психоневрологические интернаты, в которые помещаются под надзор граждане, признанные судом недееспособными.

Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1282 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге" (далее - постановление Правительства СПб № 1282) Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, реализующим полномочия уполномоченного органа государственной власти Санкт-Петербурга в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге, установленные федеральным законодательством, в том числе по принятию решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, а также по составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Во исполнение постановления Правительства СПб № 1282 Комитетом принято распоряжение от 24.02.2015 № 48-р «О Комиссии Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга по принятию решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания и составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг», которым утверждено Положение о Комиссии Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга по принятию решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания и составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.

 

На основании распоряжения Комиссии о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания Комитет издает распоряжение о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения Санкт-Петербурга (далее - Распоряжение) с учетом имеющихся специализированных жилых помещений. В течение трех рабочих дней со дня издания Распоряжения направляет копию Распоряжения в учреждение.

Приложением № 1 к Методическим рекомендациям по организации предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания государственными учреждениями социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, находящимися в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением Комитета от 22.12.2015 № 679-р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания государственными учреждениями социального обслуживания населения Санкт- Петербурга, находящимися в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга» (далее - Методические рекомендации), утверждена форма договора найма специализированного жилого помещения, который заключается при помещении недееспособного гражданина под надзор в организацию, оказывающую социальные услуги. После вступления в силу договора найма специализированного жилого помещения в пятидневный срок заключается договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд) субъектам Российской Федерации направлены методические рекомендации по реализации Федерального закона № 442 (письмо от 06.05.2015 № 12-3/10/П- 2598 «Органам исполнительной власти Российской Федерации»), в том числе в части заключения договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания между поставщиком социальных услуг и гражданином (его законным представителем). Согласно методическим рекомендациям Минтруда в случае, если гражданин признан недееспособным, а опекуном назначен поставщик социальных услуг, как указано в статье 53 ГК РФ учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга.

Заключение договоров от имени юридического лица осуществляется лицом, уполномоченным на это учредительными документами организации, а также в силу полномочия, основанного на доверенности в соответствии со статьей 182 ГК РФ, что непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Таким образом, учитывая, что сделки в соответствии с действующим законодательством оформляются между конкретными лицами, при заключении договора на социальное обслуживание от имени поставщика социальных услуг может выступать один представитель поставщика - как исполнитель по договору, а от имени опекаемого другой представитель поставщика социальных услуг, наделенный соответствующими полномочиями.

В целях улучшения качества оказания социальных услуг, вопросы заключения договоров в отношении таких лиц могут выноситься на рассмотрение попечительного совета организации социального обслуживания и иных органов общественного контроля организации.

Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что к полномочиям органов опеки и попечительства относится осуществление надзора за деятельностью организаций, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, копия договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, заключенного между представителем поставщика социальных услуг, действующим как исполнитель по договору и представителем поставщика социальных услуг, действующим от имени недееспособного опекаемого, включается в личное дело недееспособного гражданина, помещенного под надзор в организацию, оказывающую социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания. Расторжение ранее заключенного договора о стационарном социальном обслуживании гражданина, признанного судом недееспособным, в государственном стационарном учреждении социального обслуживания, находящемся в ведении Комитета, по соглашению сторон происходит на основании статьи 450 ГК РФ и может быть оформлено дополнительным соглашением.

МИНТРУД РОССИИ информирует

 

К числу близких родственников отнесены

родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, дети и внуки


Департамент демографической политики и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации информирует о том, что с 8 июля 2017 г. вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. № 250н «Об утверждении формы акта обследования условий жизни близкого родственника, выразившего желание стать опекуном или попечителем совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина» (далее - приказ Минтруда России от 9 марта 2017 г. № 250н). Приказ Минтруда России от 9 марта 2017 г. № 250н размещен в информационно-правовой системе «консультант плюс».
Приказ Минтруда России от 9 марта 2017 г. № 250н разработан в целях реализации пункта 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016 г. № 1221).

К числу близких родственников отнесены родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, дети и внуки.

 

Внесены изменения в закон «Об опеке и попечительстве»

 

Опекуны, являющиеся родителями недееспособного гражданина
(инвалида с детства), совместно проживающие с таким гражданином и
воспитывавшие его с рождения и до достижения им возраста 18 лет
вправе не включать в отчет опекуна сведения о расходовании сумм,
зачисляемых на отдельный номинальный счет,
открытый в соответствии со статьей 860.1 Гражданского кодекса
Российской Федерации

 

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга информирует о том, что с 11.01.2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2017 № 495-ФЗ «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (далее - Федеральный закон от 31.12.2017 № 495-ФЗ).

Федеральным законом от 31.12.2017 № 495-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее - Федеральный закон от 24,04.2008 № 48-ФЗ) в части исключения обязательности включать в отчет сведений о расходовании опекуном, являющимся родителем недееспособного гражданина, являющегося инвалидом с детства, совместно проживающим с таким гражданином и воспитывавшим его с рождения и до достижения им возраста 18 лет (далее - опекун-родитель), сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном.

Наравне с опекунами-родителями данная норма распространяется и на опекунов-усыновителей недееспособных инвалидов с детства, совместно проживающих с ними и воспитывающих их с момента усыновления и до достижения ими возраста 18 лет.

В целях реализации Федерального закона от 31.12.2017 № 495-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2018 №295 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 927» (далее - Постановление Правительства РФ № 292). Указанное Постановление Правительства РФ № 292 вступило в силу с 28.03.2018.